Открыть
Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц
Показывать изображения
Да
Нет
Сбросить настройки

ГБПОУ "Бузулукский медицинский колледж"

методические указания для курсовых работ

ПОЛОЖЕНИЕ

О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

В ГБПОУ «Бузулукский медицинский колледж»

 

1. Общие положения

1.1Настоящее Положение разработано в соответствии с  Федеральным законом №273-ФЗ от 21 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6.1 ст. 9, п.5 ст. 14) (в действ.ред.).

Выполнение студентом курсовой работы  осуществляется как вид учебной деятельности, в ходе которого проверяются полученные знания и умения при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

1.2.Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных компетенций по  общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к государственной итоговой аттестации, к написанию выпускных квалификационных работ.

1.3. Количество курсовых работ, наименование дисциплин,   по   которым   они   предусматриваются,   и   количество   часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются   ФГОС СПО. 

 

1.4.Курсовая работа по дисциплине выполняется в сроки,
определенные учебным планом и рабочей программой по дисциплине/модулю (МДК).  

 

2. Организация разработки тематики курсовых работ

2.1Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями спец.дисциплин по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений, организаций, заинтересованных в разработке тем и рассматривается и принимается соответствующими   цикловыми комиссиями, утверждается зам. директора по учебной  работе колледжа.

2.2. Темы курсовых работ  являются одной из составных частей в рабочих программах учебных дисциплин/модулей (МДК).

Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

2.3.Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной практики студента.

2.4.Курсовая работа  может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, являющейся видом итоговой государственной аттестации, определяемым в соответствии с Государственными требованиями.

 

2.5.Директор колледжа назначает приказом научного руководителя КР. На все виды консультаций руководителю КР для каждого студента должно быть предусмотрено не более 3 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

 3. Требования к структуре курсовой работы

3.1.По содержанию курсовая работа может носить реферативный или практический  характер. По объему курсовая работа должна быть не менее  20 страниц печатного текста.

3.2.По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы, гипотеза, задачи выполнения работы;

- теоретической главы,  в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

- библиографии (списка используемой литературы);

- приложений.

3.3. По структуре курсовая работа практического направления состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цель, гипотеза и задачи работы;

- основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- списка используемой литературы;

- приложений.

 

4. Организация выполнения и защиты курсовой работы

4.1.Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет научный руководитель-преподаватель  соответствующей дисциплины.

4.2.На время выполнения курсовой работы составляется расписание консультаций, утверждаемое директором колледжа.  Консультации являются основной формой руководства КР и проходить они должны не реже одного раза в месяц (например, октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель - в зависимости от времени защиты КР).          

В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов.

По требованиям ФГОС СПО работа над курсовой работой проводится за счет времени, отведенного на изучение дисциплины/модуля (МДК)

4.3.Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- оказание помощи студенту в определении основных методологических характеристик работы, в определении круга вопросов по изучению избранной темы в составлении плана подготовки и плана выполнения работы;

- контроль хода выполнения курсовой работы;

- подготовка письменного отзыва на курсовую работы.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.

4.4. По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.

4.5.Письменный отзыв должен включать:

- заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;

- оценку качества выполнения курсовой работы;

- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;

- оценку курсовой работы.

Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы осуществляет   руководитель   курсовой   работы   вне расписания учебных занятий.

4.6. Защита курсовой работы является  обязательной  и может проводиться за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

 

4.7.Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.

5.Оформление работы

Курсовая работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.

Текст следует печатать через 1 межстрочный интервал с использованием шрифта Times New Roman кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое, верхнее, нижнее - 20 мм..

Объем работы должен составлять от 20 до 30 листов. Каждый лист нумеруется, начиная с раздела Введение. При этом учитывается Титульный лист,  Оглавление. Таким образом, Введение начинается с 3 страницы.

Курсовая работа сдается в переплетенном виде с отзывом руководителя.

Титульный лист работы должен содержать (Приложение 1):

-полное название учебного заведения, где была подготовлена работа,

-обозначение типа работы (курсовая),

-название работы,

-фамилию студента, написавшего работу,

-фамилию, занимаемую должность и научную степень научного руководителя,

-место и год защиты работы.

За титульным листом должно следовать оглавление. Оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений и т.д., содержащихся в работе, с указанием страниц начала каждой части. Оно позволяет составить общее представление о структуре, пропорциях работы и быстро оты­скать необходимые фрагменты в тексте. Заголовки оглавления должны полностью соответствовать заголовкам разделов, глав работы и приводиться в той же последовательности и соподчиненности.

Далее следует  введение. Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая работа. При этом обосновывается актуальность выбранной темы работы со ссылками на специальную литературу; определяется, цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект и предмет исследования, гипотеза; анализируется состояние разработанности проблемы в изучаемой литературе, положения, выносимые на защиту; приводится краткий обзор исследования, на материале которого выполнена курсовая работа; раскрывается структура работы с кратким изложением ее основных положений, а также основные методы исследования. Объем введения -2-4 страницы.

Актуальность - это значимость исследования в настоящее время. Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме: выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время; объяснить, почему именно сейчас важно решать данную проблему; кратко представить существующие в научной литературе современные точки зрения на решение данной проблемы, указав, кто конкретно занимался этим вопросом (фамилии авторов наиболее интересных публикаций); объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему; что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истинности.

Проблема формулируется как вопрос, на которой в научной литературе нет однозначного ответа. Автор по возможности анализирует противоположные или все существующие на данный момент точки зрения и вместе с научным руководителем выбирает тот аспект, в который может внести что-то новое и полезное для других заинтересованных в решении данной проблемы лиц.

Обоснование целесообразности работы может заключаться в том, что: ещё нет (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах, и т. д.); существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями; исследования есть, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор курсовой работы; есть исследования, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории; объем знаний автора в этой области недостаточен, а практика постоянно ставит вопросы, однозначных ответов на которые пока нет.

Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания, это научная область, которая изучается автором. Объектом исследования являются явления, процессы, развитие, формирование личности, коллектива, профессиональных качеств и т.д.

Предмет исследования - одна из сторон объекта исследования, которой, собственно, и посвящена работа. Объект является более широким понятием, чем предмет.

Цель исследования- те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования. Результатом исследований (целью) может быть: выявление закономерности, условий, средств; обоснование или разработка идеи, модели, подхода, типологии, рекомендаций, требований и т.д.; раскрытие, определение или уточнение, систематизация понятий, приемов.

Наиболее распространенными для формулировки целей курсовой работы являются такие ключевые слова: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, уточнить, систематизировать.

Гипотеза исследования. Необходимым элементом в большинстве исследований является гипотеза. Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза отражает планируемый результат работы - что автор надеется достичь в процессе исследования (например, предположение, которое необходимо будет доказать или опровергнуть).

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: если..., то..., так..., как..., при условии, что..., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза не выдвигается в работах теоретического и проектного характера.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования автор формулирует задачи, количество которых обычно соответствует количеству параграфов в основной части курсовой работы (3-4).

Примеры задач для теоретической части исследования: изучить специальную литературу по проблеме исследования, проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования. Примеры задач для практической части исследования: обработать и проанализировать результаты эксперимента (если он проводится), обобщить опыт работы по проблеме исследования.

Во введении необходимо указать и методы, которые автор использовал в процессе исследования: теоретический анализ литературных источников; все диагностические методы и методики (опрос, анкетирование, интервью, тестирование, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ продуктов деятельности, документации и др.), а также метод эксперимента (если он проводится). Использованные методики должно быть отражены правильно, стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках; также необходимо указать методы обработки данных: метод качественного описания и метод математико-статического анализа.

Далее следует теоретическая и практическая часть работы.

В теоретической части дается освещение темы курсовой работы на основе анализа источников современной и зарубежной литературы, данных Интернет-сайтов. Обзор источников литературы является обязательным атрибутом и должен охватывать достаточно широкий круг документов и исследований по рассматриваемой проблеме, в том числе и новейших, изданных в год защиты курсовой работы. Объем теоретической части - до 15 страниц.

Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом опытно-исследовательских данных, анализом качества учебной деятельности студента или ее результатов (продуктов) и т.д. Содержание основной части определяется в зависимости от профиля специальности и темы КР. При выполнении практической части необходимо указать материалы и методы. Объем основной части –18-25 страниц.

В структуре основной части, как правило, выделяется не менее двух глав (как правило - теоретическую и практическую), а в их составе - не менее двух параграфов. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Основные пункты плана должны соответствовать в исследовании задачам.

Все части работы должны иметь смысловые связки, которые обеспечивают целостность текста. Важнейшим средством выражения логических связей в квалификационной работе являются специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых, значит, итак и т. д.);противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого и др.);переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к...; обратимся к ..., перейдем к ..., остановимся на.., необходимо рассмотреть и др.); итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, следует сказать и др.).

Как правило, в научных текстах не используется местоимение «я». Вместо этого автор может пользоваться местоимением «мы», а также формой изложения от третьего лица: «по нашему мнению», «автор полагает...», «нами проведен анализ...»или неопределенно-личной формой: «следует отметить..», «в данном исследовании является важным...».

В завершении каждого параграфа необходимо сформулировать вывод, мини итог.

Для подтверждения и обоснования собственных доводов в тексте исследования используют цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Не следует излишне злоупотреблять или пренебрегать цитатами, так как, и то и другое снижает уровень работы. Для связи основного текста курсовой работы с описанием источника, чаще всего, служит порядковый номер источника, указанного в списке литературы. Номер берется в квадратные скобки, например, [2]. Если ссылки на источники следуют подряд в силу смешения мыслей разных авторов в тексте, то источники могут указываться в одних скобках и отделяются друг от друга точкой с запятой [2; 16]. Это означает - 2 источник; 16 источник. Все литературные источники, указанные в списке должны найти отражение в тексте работы.

Каждая новая глава (теоретическая, практическая) работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к введению, заключению, списку литературы, приложениям. На параграфы это требование не распространяется. Они печатаются на том же листе, где закончился предыдущий текст, если предыдущий занимает до 2/3 страницы. Не допускается завершение страницы названием параграфа или одним его абзацем.

Оформление заголовков по всему тексту работы должно быть выполнено в едином стиле.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равным двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками параграфов. Перенос слов в заголовке не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти печатным знакам или 1.25

В исследовании отдельные части текста могут быть проиллюстрированы с помощью различных наглядных материалов: таблиц, рисунков, схем, диаграмм, графиков, фотографий и т.д. Каждый новый вид наглядности имеет свою самостоятельную нумерацию.

Как и все наглядные материалы, таблицы должны иметь название, а при наличии нескольких таблиц – порядковый  номер. Обычно таблица представляется в тексте сразу после упоминания о ней. Ссылка может быть сделана в круглых скобках, или передана отдельной фразой, например:

Вариант 1. Результаты, полученные нами в ходе исследования, представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1 - Название таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2.Анализ данных, полученных на контрольном этапе (таблица 1), позволяет сделать следующие выводы…

Допускается уменьшение размера шрифта внутри таблиц на 1 размер. Если таблица необходима в тексте, но вы не смогли разместить ее на одной странице, то при переносе на следующую в верхнем правом углу располагается надпись «Продолжение таблицы 1», ниже располагается таблица с наименованием граф.

 

Оформление рисунков и ссылок на них в тексте. Рисунком считается собственно рисунок, диаграмма, гистограмма, график, схема, фото и др. Все рисунки нумеруются и имеют название. Например: Результаты анкетирования представлены в диаграмме (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Результаты анкетирования пациентов

 

В заключении дается краткая характеристика предоставленной работы. Здесь формулируется ведущая идея исследования и итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. Кроме того, в работах экспериментального характера указываются степень и результаты проверки гипотезы, перспективы совершенствования исследовательской деятельности в выбранном направлении. В заключении в полной мере проявляется умение автора обобщать информацию.

Выводы и предложения формулируются в виде кратких конкретных тезисов с нумерацией отдельных пунктов и должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности полученных студентом результатов, свидетельствовать об умении студента концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости. Рекомендации, вытекающие из работы, должны подчеркивать их практическую значимость и возможность применения на практике. Объем заключения и выводов примерно равен объему введения и составляет не более 2-4 страниц.

После заключения  следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и новые публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы (Приложение Б).

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения. Например: (Приложение А). Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании – его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация в приложениях  должна быть точной и полной.

В приложения выносятся:

- тексты и ключи методик;

- таблицы первичных данных;

- результаты статистической обработки полученных данных;

 

- объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

 

6 Хранение курсовых работ

6.1.Выполненные студентами курсовые работы хранятся один год в кабинете учебной части отделения. По истечении указанного срока все курсовые работы, не представляющие для кабинета интереса, списываются по акту, если они не являются частью выпускной квалификационной работы.

 

6.2.Лучшие курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий.

 

Пример оформления курсовой работы